ИЗ ЖИЗНИ ОБЕЗЬЯН

  

  Мне всегда было трудно понять, почему, задаваясь вопросом о возникновении мира, и не умея ответить на него, люди не удовлетворяются тезисом о "непостижимости" мира, но, придумав миру "создателя", "творца", легко и просто соглашаются с непостижимостью этого самого "творца".

  Никогда не могла понять, почему, требуя от ученых четких и неопровержимых доказательств какой-либо научной теории, люди напротив, с легкостью соглашаются верить во что-то, где единственным "доказательством" являются... "вещие видения" или "вещие голоса", т.е., говоря языком медицины, чьи-то галлюцинации.

  Причем очевидные странности в оценке достоверности какого-либо утверждения присущи отнюдь не одним только религиозным людям.

  

  Предложив вниманию окружающих свою новую космологическую теорию и наблюдая реакцию на нее читателей, я задалась вопросом, почему всякий, кто впервые знакомится с моей идеей, непременно считает своим долгом ее оспорить? Не вникнуть, разобраться, уяснить, а именно - оспорить?

  Мне могут сказать, что моя точка зрения... опровергает теорию относительности, и потому неверна. Могут, напротив, заявить, что я опираюсь на теорию относительности, которая порочна в корне, а, значит, ничего не стоят и мои рассуждения. Одни упрекают идею в парадоксальности, другие ругают за тривиальность.

  Я уже не упоминаю фанатично верующих, для которых даже люди, ищущие доказательств существования Бога, по определению, являются "слугами Антихриста".

  И все аргументы, практически без исключений, сводятся к тому, что, мол, "знай, сверчок, свой шесток!". Т.е., ничего по существу вопроса, ничего сколько-нибудь весомого в качестве опровержения, лишь желание "поставить выскочку на место".

  Поскольку поведенческие реакции человека и высших животных всегда представляли для меня профессиональный интерес, вспомнила в этой связи работы американских ученых в области этологии обезьян.

  Проводился эксперимент по изучению различных аспектов иерархии обезьяннего стада. Отдельных обезьян, находящихся на разных ступенях "иерархической лестницы", исследователи предварительно обучали какому-либо полезному трюку - например, уловкам, позволяющим с легкостью достать банан из специального устройства.

  Как известно, обезьяны учатся друг у друга. Так вот, обнаружилось, что если новый трюк своим сородичам демонстрирует вожак, остальные обезьяны очень скоро перенимают это умение, научаются очень быстро и вскорости этим трюком владеет уже все стадо.

   Если же новый трюк предлагает некая "незначительная", находящаяся на нижней ступени иерархической лестницы, обезьяна, то все прочее стадо... просто-напросто игнорирует новое умение, несмотря на его несомненную пользу для всей общности. Между этими двумя крайними вариантами, естественно, существуют промежуточные градации.

  Т.е., скорость обучения напрямую зависит от иерархической значимости носителя знания - от "авторитета" учителя.

  Помнится, о подобном же явлении говорил и С. Хокинг, сетуя на то, что человеку "без имени" практически невозможно завоевать признание в среде коллег.

  Таким образом, скорость "овладения идеи массами" зависит вовсе не от ее верности, логичности, красоты или доказанности, а лишь от того, как много времени прошло с момента ее первого предъявления, да еще от того, как много "авторитетов" ее к этому времени поддержало.

  Бедные мы обезьяны!