ПРАНА ГУБЕРМАНА

  (по мотивам "Пожилых записок")

  

  Эпиграф:

  

  Глупцы! Я презираю вас:

  Вы злой болезни метастаз.

  

  

  Природа чрезвычайно справедлива: недодачу разума она со щедростью возмещает самоуверенностью, апломбом и нетерпимостью.

  Ошибочно считать, что дураки доверчивы и добродушны. Это пагубное и опасное заблуждение. А упрямый, несговорчивый, подозрительный, упоенный, целеустремленный, напыщенный, полномочный и самовлюбленный дурак? А убежденный и неукоснительный? А бдительно ищущий еретических отклонений, несоблюдения или превратных толкований?

  Замечено, что ученый дурак глупее, чем неученый. В наш век повального просвещения круглые дураки становятся многогранными.

  Образование ожесточает неразумие. В узкой своей области дурак может достичь подлинных успехов и с пользой передать другим свою сугубую эрудицию. Да только вот беда: осведомленность в узком коридоре специальных знаний наделяет ученого дурака неописуемым апломбом, растекающимся на все остальное пространство жизни. Он не устает поучать, советовать, наставлять, оценивать, раскрывать глаза, вмешиваться, истолковывать, входить в комиссии и комитеты по любым вопросам и проблемам.

  Поэтому дурак - большая опасность для окружающих.

  Полное отсутствие сомнения в себе и собственной правоте сочетаются в дураке с недоверчивостью к нестандартным мнениям.

  Вся история открытий и свершений - это история подрыва и разрушения канонов, устоявшихся представлений и традиций, безмятежного покоя и поруки молчания, это история разрыва привычных рамок.

   Но дуракам всегда уютно в устоявшейся системе мыслей и образов. Всякую попытку перемен они называют кощунством, глупостью или безумием.

  В разные времена многие замечательные идеи, гипотезы и произведения выглядели в глазах дураков наглым и неразумным покушением на убедительную и незыблемую привычность.