ЗА ЧТО НЕ ЛЮБЯТ...

  

  Ученые-этологи провели интересный эксперимент:

  В клетке с обезьянами установили специальное устройство, а в него положили банан. Стоило какой-либо обезьянке потянуться к банану, как на нее обрушивался холодный душ.

  Вскоре все обезьяны группы уяснили ситуацию и к "запретному плоду" больше не подходили - боялись.

  Тогда этологи поместили в клетку новую обезьяну. Как только она приблизилась к банану, сородичи визгом, прыжками и ужимками, сигнализирующими тревогу, объяснили, что трогать его нельзя ни в коем случае. С тех пор новенькая тоже обходила "опасный" фрукт стороной.

  Затем этологи перешли к следующему этапу эксперимента: стали поочередно заменять обезьян в клетке до тех пор, пока в ней не осталось ни одного животного, испытавшего на себе или наблюдавшего действие холодного душа, а только те, кому трогать банан запретили сородичи.

  Но и эти обезьяны, по традиции, не позволяли новичкам и детенышам покушаться на лакомство. Причем с таким энтузиазмом, будто нарушение "табу" по меньшей мере появлением Удава Каа грозит!

  В итоге все обитатели клетки истово боялись банана, не зная, в сущности, а чем же так уж страшен этот фрукт?

  Возникла стойкая, давно потерявшая под собой реальную основу, "бананофобия".

  А вспомнила я этот весьма показательный эксперимент, когда прочла в Самиздате небольшое эссе Н.Чуксина под названием "За что не любят евреев?"

  Полагая, что раскрывает действительные причины юдофобии, автор эссе сделал ряд малоубедительных замечаний, в том числе упомянул... "заносчивость, бесцеремонность и чрезмерную меркантильность" евреев. Как будто в любом народе при ближайшем рассмотрении не встретишь сколько угодно экземпляров, обладающих вышеназванными качествами!

  И стало ясно: истоки фобии утрачены, зато сама она - чуть ли не по наследству передается из поколения в поколение! Тот самый "зоологический" антисемитизм, о котором с сожалением говорят люди трезвомыслящие. И который, замечу в скобках, охотно "подпитывают" соответствующими "телодвижениями" те, кому это выгодно.

  На самом же деле, ларчик очень просто открывается:

  лишенные в незапамятные времена своего собственного государства, рассеянные по всему свету евреи во всех странах были ЧУЖАКАМИ.

  А в ту жестокую пору любить чужаков было... не принято. Не без оснований, впрочем, поскольку древние племена и народы немилосердно и беспрестанно воевали друг с другом и находили это естественным. Да еще и боги, каждым народом для себя наособицу выдуманные, сложные отношения между собой имели. Поэтому бытовало убеждение: чужой - значит, враг.

  Не то, что сейчас, во времена просвещенные. Например, в нынешней цивилизованной Европе всякий "чужак" должен быть принят с распростертыми объятиями и пользоваться почетом да уважением, как бы он ни старался, доказывая, что гостеприимных хозяев своими друзьями вовсе не считает. Ему изо всех сил постараются не поверить! Так старательно "не верят", что приходится опасаться, как бы в таких условиях... стойкая "врагофилия" не возникла... А невезучим евреям остается только посочувствовать: неблагоприятное стечение обстоятельств; как говорится, "в плохое время в плохом месте" оказались. И никто не скажет, как долго продлится эта вопиющая несправедливость: массы - мера инертности, как утверждает строгая наука физика.

  Еще, в заключение, доморощенный афоризм себе позволю:

  не за то порой не любят, что - козел, а за то "козлом" зовут, что - нелюбимый.